Павлово-на-Оке

Когда-никогда-то село Павлово Нижегородской губернии было богатым промышленным центром — тогда было видимо-невидимо всяких ремесел. Да конечно, главной была металлообработка. Кузнецы, резчики, чеканщики, оружейники, литейщики… всех маловыгодный перечислишь. Были в Павлово крупные фабрики — цифра штуки (Варыпаева, Калякина, Воротилова и Банина) и изрядно сотен кустарных мастерских. «Кому не известны павловские фабрикаты? Почти каждый из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит речь павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает бебехи павловским замком, с некоторого времени и бриться стали павловскими бритвами», — писал в «Москвитянине» Мельников-Печерский вторично в 1851г. Интересно то, что громадное и богатое деревня до революции так и не получило статуса города — большая) часть жителей было против, предпочитая сохранить актив самоуправления, которые давал статус сельской общины. Всего при большевиках, когда все эти достижения стали никому не нужны, село из этого явствует городом, да и то не сразу.

Улицы а и дома здесь совершенно не сельские, а кардинально городские, встречаются даже «с претензией».

 

 

Хотя бы, увы, многие не в самом лучшем состоянии…

Только далеко не все дома такие — единаче шаг на соседнюю улицу, ближе к набережной Оки, — и на дому уже вполне ухоженные и обжитые.

А еще символически дальше, в извилистой улочке, мы нашли выдающийся фонарь усадьбы Щеткина, замечательный своей роскошной резьбой.

Церквей в Павлово было беда много.

А осталось очень мало. Понятное бизнес — промышленность, как следствие, — пролетарии… подалее понятно. Уцелевшие храмы отреставрированы и глядят радостно, несмотря на закат и сумерки.

Закат, своевременно, и Оке, и городу к лицу.

Самый красивый и яркий дом в Павлово — усадьба горбатовского купца II гильдии Василия Илларионовича Гомулина. Его в тот же миг занимает исторический музей. Мало того, кое-что само по себе здание действительно красивое и стоит только на живописном высоком берегу, и интерьеры в нем замечательные, и самовольно музей очень стоит посещения.

На балконе соседнего особняка в Вотан из приездов мы увидели гревшегося возьми октябрьском солнышке полуголого дяденьку, который сообщил, аюшки? это тоже особняк Гомулина, и что его собственная семейка тоже Гомулин. Сохранились потомки-то!

Современная популярность на установку скульптур не обошла и Павлово. Увековечен, спору нет, павловский кузнец. Правда, стоит не у кузницы, а у торгового центра «Цитрон».

Рядом — знаменитый павловский лимон. Завез в Павлово лимоны с Турции купец Карачистов в конце XIX века, и местные население сумели этот фрукт приручить и сделать комнатным.

Под самым носом от Центральной площади, в Ленинском садике (урезанн сквер за торговым центром) стоит пластика «Гусиные бои». Табличка под рук с ученым гусем-очкариком поясняет, что гусиные бои были любимым развлечением павловцев.

«Регулярного» плана улиц в Павлове ни духу — благодаря тому, что оно долгое счастливый случай сохраняло статус села, никто его пересоздавать не велел. Так что в каком-так смысле это заповедник, позволяющий увидеть незапамятный русский городок таким, каким он был до самого екатерининских городских преобразований. Запутанные улочки центра города выводят к берегу Оки странными путями, равно как им заблагорассудится. Но прогулке это всего на пользу.

 

Обсуждение закрыто.