По сравнению с уровнем до пандемии — 2019 год, пассажиропоток в III квартале составил минус 12%, тогда как показатели II квартала составляли минус 17%, а I-го — минус 39%.
Международная профессиональная ассоциация операторов аэропортов ACI Europe опубликовала отчет о загрузке воздушных ворот за третий III квартал и сентябрь 2022 года. Пассажиропоток через европейскую сеть аэропортов увеличился в третьем квартале на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Международный пассажиропоток показал +84%, поскольку снятие практически всех ограничений привело к буму в сфере отдыха в пиковые летние месяцы. Внутренние пассажирские перевозки росли не так стремительно, но все же заметно: +14%.
Рынки ЕС, Швейцарии и Великобритании продолжали восстанавливаться, при этом пассажиропоток в аэропортах блока увеличился в третьем квартале на +74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лучшие показатели показали аэропорты Великобритании (+202%), Финляндии (+194%) и Ирландии (+188%), что объясняется более медленным ослаблением ограничений на поездки правительствами этих стран в прошлом году.
Аэропорты Греции показали +4,8%, Люксембурга +3,3% и Исландии +1%. Все этим страны смогли превысить допандемийные объемы.
Аэропорты других популярных туристических рынков в целом превзошли среднеевропейские показатели, отделавшись слабым минусом: Португалия -1,8%, Испания -7,8%, Хорватия -9,3% и Италия -11,4%. А в Румынии (-4,8%), Литве (-7,6%), Ирландии (-10%) и Польше (-11,2%) основным фактором роста стало наличие низкобюджетных перевозчиков.
Аэропорты крупнейших авиационных рынков Европы восстанавливались более медленными темпами. Наилучшие результаты показала Франция — минус 14,1%, за ней следуют Великобритания (-18,1%) и Германия (-25,9%). Отсутствие межконтинентальных перевозок, особенно в Азию, а также искусственное ограничение пропускной способности отдельных узловых аэропортов Великобритании и Германии этим летом сдерживали восстановление.
Между тем, аэропорты Финляндии (-35,4%), Чехии (-30,9%), Латвии (-28,7%) и Болгарии (-27,7%) значительно отстали из-за влияния событий на Украине и связанных с этим санкций против России и Беларуси.
По сравнению с III кварталом 2019 года пассажиропоток в «остальной Европе» составил минус 9%. Аэропорты Албании (+60%), Косово (+26,3%), Боснии и Герцеговины (+23%), Северной Македонии (+3,3%) и Черногории (+0,4%) превысили свои объемы до пандемии, в то время как Турция (-6,6%), Сербия (-4,4%), Грузия (-2,9%) были близки к полному восстановлению. В аэропортах Беларуси (-60,1%) зафиксировано резкое снижение, в то время как аэропортам России (+3,4%) все еще удается оставаться на уровне, превышающем объемы, существовавшие до пандемии — пассажиропоток переключился на внутренние направления и маршруты, не входящие в ЕС.
Стамбул оказался самым загруженным европейским аэропортом и единственным крупным европейским хабом, чей пассажиропоток превысил уровень до пандемии — на 3%. А по сравнению с прошлым годом рост составил 56,1%.
Лондонский «Хитроу» занял второе место, за ним последовал Париж-CDG. Объемы увеличились на +187,1% и +83% соответственно по сравнению с III кварталом прошлого года и на 18,4% и 19,9% соответственно ниже уровней, существовавших до пандемии.
В сентябре динамика европейского трафика сохранилась. Пассажиропоток в Европе составил минус 12% по сравнению с сентябрем 2019 года.
Данные аэропортов по группам:
Группа 1 (пассажиропоток более 25 миллионов человек в год): Париж (+4%), Стамбул (+3%), Пальма-де-Майорка (-2%), Афины и Лиссабон (-5%) и Анталия (-8%).
Группа 2 (принимающие от 10 до 25 миллионов пассажиров): Неаполь (+10%), Катания (+3%), Порту (+2%), Южная Гран-Канария и Тенерифе (-1%) и Санкт-Петербург (-2%).
Группа 3 (аэропорты, принимающие от 5 до 10 миллионов пассажиров): Сочи (+123%), Шарлеруа (+9%), Родос (+7%), Фуэртевентура и Лансароте (+5%), Палермо (+3%).
Группа 4 (менее 5 миллионов пассажиров в год): Тирана (+60%), Санторини и Мемминген (+37%), Фуншал (+30%), Яссы (+28%), Турин и Приштина (+26%). TURIZM.RU