За последние три года Finnair лишилась многого: сначала пандемия, сразу после нее — потеря доступа к воздушному пространству России. До 2020 года Finnair была ведущим оператором рейсов между Европой и Азией, во многом благодаря удачной географии Хельсинки. В 2019 году в маршрутной сетке авиакомпании значились рейсы в Японию, материковый Китай, Таиланд, Гонконг, Южную Корею, Сингапур и Вьетнам.
Если посчитать, Finnair выполнила больше рейсов между Азией и Европой, чем даже Air France или British Airways. Только в Японии финны обслуживали Токио, Осаку, Нагою, Фукуоку и Саппоро. Эти маршруты были проложены через российское воздушное пространство. Finnair заявляет, что если попробовать облетать Россию, двигаясь из Финляндии в Японию, время полета увеличится на целых 40 процентов. Практически то же самое относится к рейсам, направляющимся в Китай и Южную Корею, хотя на перелетах в Юго-Восточную Азию это сказывается не так сильно. Несмотря на ослабление ограничений на большинстве азиатских рынков, в четвертом квартале 2022 года Finnair по-прежнему обслуживала только восемь городов Восточной Азии, по сравнению с 14 в 2019 году.
В первом квартале 2023 года присутствие Finnair в азиатском регионе по-прежнему примерно на 50 процентов меньше, чем было до пандемии.
Да и в самой России Finnair была довольно крупной авиакомпанией. В 2019 году она имела почти 300 000 кресел в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Самару. Путешествия через Хельсинки были обычным способом для россиян добраться до Северной Америки, и наоборот. Все рейсы Finnair в Россию теперь прекращены.
Кстати, авиакомпания уже много лет не работает на украинском рынке. Полеты в Киев прекратились в 2012 году.
В этих условиях авиакомпания вынуждена серьезно менять приоритеты. Одним из них является расширение маршрутов на Ближний Восток, чему способствует новое партнерство с Qatar Airways. Это прежде всего новые рейсы в Доху не только из Хельсинки, но и из Стокгольма и Копенгагена. Важно отметить, что Qatar Airways имеет фиксированную долю кресел и грузов на этих рейсах, снижая риски для Finnair. Увеличился и объем перевозки в Израиль, сохранились рейсы в Дубай.
Индия — еще один значительный растущий рынок. В прошлом году Finnair запустила новый беспосадочный рейс из Хельсинки в Мумбаи — второй пункт назначения в Индии после Дели.
В связи с потерей российского воздуха Финляндия стала проигрывать конкуренцию Германии, Франции, Швеции и Великобритании. Сегодня это основные хабы для стыковочных рейсов в Азию и обратно. Ранее Finnair успешно конкурировала с Lufthansa в перевозках людей между Европой и Японией, включая труднодоступные второстепенные города в каждой стране. Сейчас же многие пассажиры рейсов Finnair Хельсинки – Токио отправляются из Берлина.
Самый быстрорастущий рынок для Finnair — это США. Даллас-Форт-Уэрт и Сиэтл добавились к Нью-Йорку, Лос-Анджелесу и Майами. Finnair тесно сотрудничает с American Airlines на трансатлантическом рынке.
Будет ли этих изменений достаточно, чтобы Finnair снова встала на ноги?
Компания отчиталась о прибыли за четвертый квартал 2022 года. Это признак того, что авиакомпания делает правильные шаги, перераспределяя мощности в ответ на экстремальные рыночные потрясения. TURIZM.RU