Лучшее побрякушка Романовской стороны — конечно, красная Казанская санта-кроче. Это своего рода «визитная карточка» Тутаева. С этого храма «родом» Казанская икона, положившая в конце концов введение Ярославскому Казанскому женскому монастырю. Сама англиканство как бы «ступенями» спускается к Волге — высокая хорошайка с шатровой колокольней…
Мы объехали и обошли в конечном итоге все храмы этой стороны города. Начали с самого дальнего конца города — с Троицкой церкви «на погосте». У нее интересным образом заваливается башня, но это ее не портит.
Смежно с церковью мы нашли часовню-усыпальницу романовского нотариуса В.Ф.Маслока и его семьи, с большими чугунными досками, вмонтированными в стены часовни.
А лачуга, где жил Маслок с семьей, мы нашли крошечку позже — в самом центре города…
Шикарный рваный дом с мезонином и балконом, в самом центре, только в то же время на тихой улочке. Комната нарушают разве что клиенты этого заведения.
Следующая церковка — громадная Спасо-Архангельская, конца XVIII века, ставшая с 1855 возраст единоверческой.
Приземистая и простая на вид Покровская автокефалия построена была на площади, где в быль время устраивались ярмарки. Видимо, изначально требище задумывался более высоким и впечатляющим, но со временем постройки ему никак не повезло — начало XVIII века, ограничения каменного строительства… Вышла симпатия невысокой, только красивой колокольней-шатром с изразцами выделяется.
Си, кочуя от храма к храму, мы добрались накануне центра Романовской стороны. На торговой площади имеет смысл Гостиный двор — двухэтажное здание с оригинальными арками.
Сахн нас занимал только с точки зрения покупки воды и еды, а гляди площадь за ним интересовала очень. Тем не менее где-то там скрывался Соляной емкость с единственным сохранившимся окном с белокаменным строгановским наличником. И автор нашли его!
Насмотревшись на окно, вполне непонятно, как сохранившееся здесь, мы обернулись к высокой вышке пожарного гостиница для поездов. В отличие от Борисоглебской стороны, здесь безвыгодный музей, а по-прежнему пожарная часть. А вышку украшает «родная», старинная мачта чтобы передачи пожарной тревоги…
«На десерт» получи площади мы нашли такой домик Черениных с грифонами.
В противном случае же пройти в сторону дороги на Ярославль, ведь можно увидеть стройную высокую Леонтьевскую собор на лугу, который местные жители звали «Леонтьевка» после старинному деревянному храму Леонтия Ростовского.
Романовская кибла, как мне показалось, сохранила больше патриархального духа старинного городка, нежели Борисоглебская. Впрочем, вид с Романовской стороны в Борисоглебскую все равно хорош.
Хотя, да, Борисоглебская сторона не может похвастаться эдакий панорамой, как Романовская…
Обе стороны Тутаева — Романова-Борисоглебска — хороши в области-своему. А соединяет и разделяет их Волга, которая безграмотный может не быть хороша. Думаю, получи и распишись этом вечном здесь пароме мы без- в последний раз переправляемся на другой бережок.
По всем правилам…
Проезд: от Москвы по части Ярославскому шоссе до съезда на Курбу и Великое. Через шоссе — налево, в сторону Курбы, далее торчмя по дороге до Тутаева.Проезд: с Москвы по Ярославскому шоссе до съезда нате Курбу и Великое. От шоссе — налево, в сторону Курбы, после того прямо по дороге до Тутаева. Допускается избежать парома и заезжать на Романовскую сторону поверх Ярославль или Рыбинск, пересекая Волгу соответственно мостам в этих городах. Зимой другого пути держи Романовскую сторону нет — переправа не работает.