Поленов. Ветхие избушки, Иисус и много воздуха

Чемпионат Василия Поленова 16 февраля закончилась. Другие впечатления от картин, залов, подбора материала и выставки в целом. Буде прийти в первых рядах, то войдя в залы, позволительно увидеть такую невероятную картину.

Только прежде «Московским двориком», который принимает получи себя первую ударную волну посетителей, поуже стояла группа людей и яростно делала селфи.

А как-никак второй «Дворик» очень пусть даже интересный — он без людей. Вслед за стенкой от второго, «населенного» варианта картины.

Неужто, я дожидаться, пока все удовлетворят свою селфи-неволя, не стала, пошла дальше, вглубь залов… Мимо первой европейской поездки, с мрачными реалиями быта средневековой и античной Европы, с ее «Правом господина» и «Цезарскими забавами».

И минорно бредущая «Стрекоза», будущее которой невразумительно.

Честно — поначалу получается впечатление смазанное, странное, смотришь и порядком ничего не можешь понять, и уже сомневаешься — а может, стоило никак не выпендриваться, и как люди, взять аудиогид? Да что вы или хотя бы почитать расписанную вот всю стену биографию…

Проходишь по залам, скользишь взглядом сообразно пейзажам, по эскизам декораций и костюмов к каким-так давно забытым операм — «Призраки Эллады» держи слова Мамонтова и музыку Поленова же, до этого времени какие-то странные туманные произведения… Акварели к опере Серовой «Уриэль Акоста» — выпуклые, четкие… А вместе с тем если бы не 17-й год, у нас бы равно как были и экзистенциалисты, и сюрреалисты, и многие, многие — заместо одного соцреализма, слегка разбавленного футуризмом и формализмом. Короче это так, к слову.

После призрачных таинственных декораций, насквозь узкий переход вдруг оказываешься в зале с пейзажами. «Тип на Тарусу» и «Вид держи Тарусу вечером» — две длинных узких панорамы с частных коллекций — с призрачным светом, дрожащими огоньками идеже-то далеко на берегу… И картины начинают присоединяться в какую-то логичную, хоть и отрывочную в (течение того времени что, мозаику…

Много картин из музея «Поленово». Сделано ради этого стоило прийти на выставку, вот что в Поленове мы были и в дом приблизительно и не прорвались — толпа жуткая в нерабочий день, надо будет приехать в будни. Вот хоть, прелестная, с явным влиянием Левитана, «Золотая сезон» — вид на Бехово, но не более еще без каменного храма.

А вот «Санта-кроче в Бехове» мне нравится еще и тем, чего Поленов сам ее спроектировал, да по своему произволу и написал, когда построил!

В конце зала — двум мрачных, тяжких картины на одну и ту но тему — «Больная». Написана перед влиянием личных впечатлений, нескольких смертей близких людей. Такая недуг разливается вокруг картин — как как бы художник всю накопившуюся в душе скорбь выплеснул для эти холсты, чтобы наконец от сего ужаса отделаться.

Отсюда хочется поскорее умереть с печальным полупоклоном. Туда, где «Окка, летний день», «Река Клязьма. Жуковка», редкостный воздушный «Ранний снег», пестрые веселые «Баржи» с переславского музея.

Огромную часть жизни Поленов посвятил картинам держи евангельские темы. Об этом в советской школе розно не рассказывали, предпочитая для описания выпускать «Московский дворик». И сейчас вдали не всем зрителям вообще понятно, о нежели речь на том или ином полотне. Видишь на месте музейщиков я бы какие-ведь выдержки евангельские, что ли, к картинам приделала, в качестве комментарий. Это во времена Поленова все Положение Божий учили.
Великолепное «Воскрешение дочери Иаира» — такая перекликание с мрачной и безнадежной «Больной», всего на все(го) радостная, с верой в чудо. Глазастая хорошенькая чернявая девчушка хочется руку к Иисусу — вот-вот, в какой-нибудь месяц немного наберется сил, а потом вскочит с кровати и побежит иметь дело на улицу.

Жизни Иисуса посвящены чета огромных зала, в которых сразу немного теряешься. Картины с Евангелия объединены с картинами, которые Поленов написал, путешествуя по части Ближнему Востоку, а между прочим, он тама дважды успел съездить, отважный человек.
Целый ряд зарисовок — точно фотографии, сделанные с целью памяти. Понятно, что они ценнее и то ли дело любых фотографий, что это все в равной мере. Ant. неравно взгляд художника. Но взгляд цепляется единственно за несколько, и все они собраны в одном углу, вопреки «Дочери Иаира». Выпуклая, фактурная «Оливковое дерево», «Харам-эш-Шериф, часть двора», «Дворик в Тивериаде», «Евреи у стены Соломона», «Гиппокрена Девы Марии в Назарете» и «Требище Гроба Господня. Внутренний вид».

В поездке числом Греции и опять-таки Ближнему Востоку «Стопор Танкреда» выделяется и «Парфенон» — мрачный как туча, непривычный… Это скорее наброски к евангельским картинам.

К ним и переходишь ото видов мест. «Возвратился в Галилею» — (вагон света, ясная такая. Как и «Иегова есть спасение на Тивериадском озере».

И «На неблагополучие».

И совсем не каноническая «Тайная ужин» — в темной комнатушке.

Динамичная и тоже светлая «Возвестила забава плачущим».

В конце зала отличная штука — электронный увраж. Посмотреть его точно стоило, потому что-что многих картин нет сейчас, утрачены, докуда-то пропали. Но, кажется, в Чехии издалеча этот альбом по случаю выставки, некто и сохранил нам все картины. Бабулька передо мной смотрела, на хренищ-то листая его задом наперед.
А гляди «Христос и грешница» впервые быть этом освещении мне увиделась объемной — гляди эта большая лестничная каменюка за задом Иисуса прямо полезла наружу из картины, образуя иллюзию объема. Оно конечно, критика, разносившая картину ради «смазливую грешницу в окружении несимпатичных старых евреев», может, и имеет подо собой основания, но очень уж светик хорош, и фигуры, и лица фактурные. Даже тапки получи грешнице как-то очень убедительно получились ))

С широкого размаха евангельской серии я наконец устала. И захотелось переметнуться к чему-то более простому. Тут меня выручил близкий небольшой зал с природой, которую разбавляют ошеломительно получающиеся у Поленова деревянные потемневшие халупы и остальные доски. Они и из пейзажа не выбиваются, и украшают его аспидски, очень…
Вот «Пруд в Абрамцеве», как например.

И «Деревня Тургенево», спрятавшаяся посередь картин учеников.

А уж «Лопух» и «Репие» (последний — из частной коллекции) — не касаясь частностей прелестны.

«Река Оять».

Совершенно чудная «Сахарная семитысячник зимой», брейгелевская какая-то.

Изо зала ведет дорожка наверх. Там в определенные момент показывают фильмы, а еще вдоль стен развешаны грамоты и накипь любопытные документы. Я кое-какие сфотографировала, насчет общество трезвости, например.

В такой «бескартинный» зальчик полезно зайти для перезагрузки. Поболтать со смотрительницей, вглядеться занятные документы, а потом, спустившись обратно в путаница залов, немного по-новому взглянуть бери картины. Замечаешь те, на которые на первых порах не обратилда внимание.
На интерьеры кремлёвских соборов и палат, примерно сказать.

К некоторым картинам захотелось вернуться. Например, к короткий картине «Железная дорога близ станции Таруса» — с взрывающим зазимье локомотивом, странно лежащим на ветках снегом…

Когда-когда я собралась на выход, то обнаружила, что-то самый «невезучий» второй салон почти свободен, насколько это возможно. Сие европейские впечатления художника — «Мельница в истоке речки Вёль», «В парке. Поселок Вёль в Нормандии».

Рядом в уголке пристроился карточка сестры-близняшки Поленова, Веры.

Ну и опять несколько самых известных картин Поленова, в первом зале:
«Став в парке Ольшанка»

«Старая мельница» — сначала деревянные старые строения лучше всего. Чисто что Поленову удавалось — это разукрасить пейзаж какой-нибудь ветхой деревяшкой, и на смену простого вида природы получался шедевр.

«Заглохнувший пруд»

И, конечно, лирично-задумчивый «Бабушкин палисад» с безупречными просто, идеальными цветами, нежный и тихий.

Вот этой картиной я и завершила прогулку в области выставке, чувствуя, что если окунусь в разросшуюся толпу округ картин, то растеряю половину впечатлений. Их и си трудно было не растерять, бредя насквозь заснеженный слякотный Крымский мост, на котором дворники раскидывали снежище и под которым текла мутно-коричневая (водная без единого кораблика. Но все а неяркое русское лето (и яркое восточное) невыгодный растерялись по дороге, как видите…

Обсуждение закрыто.