Почему из самолетов исчезла конфигурация салона эконом-класса 2-5-2

В настоящее время широкофюзеляжные лайнеры имеют один из стандартных вариантов компоновки салонов эконом-класса. Их несколько: 2-3-2, 2-4-2, 3-3-3 и 3-4-3, в зависимости от типа воздушного судна. Но не так давно самолеты с двумя проходами могли иметь эконом-класс в конфигурации 2-5-2. Чем она была хороша и по каким причинам ушла в историю?

 

В конфигурации 2-5-2 была своя логика.

Два сиденья слева и два справа позволяют тем, кто путешествует вместе, не сидеть в компании незнакомого пассажира. И сегодня у пассажиров эконом-класса самым большим спросом пользуются пары кресел.

С другой стороны, средний ряд из пяти мест подходит семьям, которые предпочитают сидеть вместе, а не разделяться через проход, как это происходило бы в других салонах.

Однако, выяснилось, что у этой конфигурации есть существенный недостаток: пассажиру на среднем кресле из пяти чтобы выйти из ряда, нужно побеспокоить и «перескочить» сразу двоих соседей. В случае, если это семья, проблем не возникнет, но если путешественник один, ему будет явно неудобно просить половину своего ряда подняться, чтобы выйти, к примеру, в туалет. Точно такая же ситуация у сиденья около окна в конфигурации 3-3-3, но без преимущества окна.

Но и здесь у компоновки 2-5-2 есть своя логика. В отличие от варианта 3-3-3 с двумя пассажирами, сидящими у окон, в 2-5-2 только один пассажир находится на расстоянии двух соседей от прохода.

Какие самолеты имели такую компоновку?

Такая конфигурация салона встречалась на некоторых старых широкофюзеляжных самолетах, типа McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed TriStar. Была она и у некоторых авиакомпаний на Boeing 777. В нем недостаточно места для стандартной компоновки 3-4-3, как у Boeing 747, но остается «лишнее» при варианте 2-3-2, как у 767. Поэтому на своих 777–200 авиакомпании вполне могли использовать схему 2-5-2.

Среди них были American Airlines, Malaysia Airlines, Thai Airways и United. Однако те самолеты в большинстве своем уже выведены на пенсию.

Еще одна неочевидная «выгода» от такой конфигурации — большая вероятность того, что среднее сиденье останется пустым. При свободном среднем кресле коэффициент загрузки составляет 89 процентов. То есть на большинство рейсов можно и вовсе не продавать эти места, ну если только семьям, которые сами хотят сидеть вместе. Таким образом, по факту чаще бы получалась компоновка 2-2-2-2, а не 2-5-2. И часто летающим пассажирам пустое кресло рядом очень нравилось.

А вот с 3-3-3, при свободных средних местах удастся заполнить самолет лишь на две трети — на 67 процентов. 

С появлением Boeing 777 следующего поколения пришла компоновка 3-4-3 большей вместимости и осталась стандартная 3-3-3.

Ну и последний важный момент. Ключевым недостатком 2-5-2 по сравнению с 3-3-3 является то, что для установки экранов на каждом сиденье потребуется дополнительный блок управления — контроллер, ведь к каждому из них можно подключить максимум три экрана. А любая «лишняя» штуковина на борту — это лишний вес и увеличенный расход топлива.

Вот если все большие самолеты оборудуют бесплатным Wi-Fi, а пассажиры принесут собственные устройства, 2-5-2 вполне может вернуться. TURIZM.RU

Обсуждение закрыто.