В первые дни конфликта на Украине Европейский союз и Россия закрыли свои воздушные пространства друг для друга, и эта воздушная блокада продолжается до сих пор.
В то же время Китай восстановил связь с внешним миром после трехлетней изоляции, и сегодня складывается ситуация, когда представители европейской авиационной отрасли открыто заявляют: по их мнению, условия игры получаются неравные.
Действительно, долгожданное возобновление авиасообщения между Европой и Китаем — гораздо более простая задача для китайских авиакомпаний, чем для европейских.
Борт номер 1 президента Франции, как и другие европейские перевозчики на маршрутах в Азию, выбрал не самый быстрый маршрут между Францией и Китаем — самолет избегал пролета над Россией как по политическим соображениям, так и по соображениям безопасности.
А вот для авиакомпаний Китая прямые и быстрые маршруты через воздушное пространство России остаются открытыми, а значит, требуется меньше топлива, и они приносят большую прибыль.
Закрытие российского воздушного пространства для Европы вынудило европейских перевозчиков использовать обходные пути, включая более южные маршруты полетов в Восточную и Юго-Восточную Азию. Это привело к увеличению времени полета и увеличению расхода топлива на этих рейсах.
Finnair, которая выполняет рейсы из крупного авиационного узла в Хельсинки, больше всего пострадала из-за своей близости к России. Теперь для перелета между Хельсинки и Сингапуром необходимо преодолеть дополнительные 1 400 километров.
А на перелет из Хельсинки в Сеул в облет российских границ требуются дополнительные 4 000 километров в одну сторону.
1 400 километров добавляют полтора часа к полету, а 4 000 километров— это уже плюс семь часов в оба конца между Хельсинки и Сеулом.
С одной стороны, это создает дополнительные неудобства для пассажиров, с другой — имеет коммерческие последствия и ставит европейские авиакомпании в невыгодное конкурентное положение.
В настоящее время прямые рейсы China Eastern из Шанхая в Париж выполняются за 12 часов, в то время как Air France — партнер «Восточно-китайских» по SkyTeam — за 14 часов.
Еще один пример: прямой перелет из Франкфурта в Пекин немецкой авиакомпании Lufthansa занимает 11 часов, в то время как ее китайскому партнеру по Star Alliance Air China требуется всего 9 часов.
Некоторые западные авиакомпании и вовсе отказались от маршрутов в Восточную Азию. Virgin Atlantic в марте официально прекратила полеты Лондон – Гонконг после почти 30 лет работы, сославшись на логистические последствия облета России. Действительно, время полета Хитроу – Гонконг стало примерно на 60 минут больше, а обратный перелет Гонконг – Хитроу займет на 1 час 50 минут больше, чем до закрытия воздушного пространства.
В Европе уже звучат голоса, призывающие запретить всем китайским перевозчикам летать в западные страны через воздушное пространство России.
При этом надо отметить, что европейские маршруты Китая не проходят вблизи воздушного пространства Украины. В основном китайские лайнеры входят в российское воздушное пространство или покидают его над Балтийским морем, недалеко от Санкт-Петербурга.
В общем, сегодняшняя ситуация, при которой европейцы вынуждены тратить больше времени и топлива, а китайские авиакомпании продолжают летать напрямую, создает на маршрутах между Европой и Азией множество интересных вариантов выбора для пассажиров. TURIZM.RU