Человек пятнадцать 80 лет тому назад (целая человеческая существование (бренное) уже, и не короткая) в подмосковной деревне Петрищево фашисты, занимавшие ее, поймали партизанку иначе говоря диверсантку, которая пыталась поджечь конюшню (инуде стоял автомобиль немецкого офицера) и уже успела испепелить избу, где жили немцы.
Девушке было 18 полет, и она называла себя Таней.
Это ужотко стало известно ее настоящее имя, ставшее нарицательным — Зойка Космодемьянская.
Девушку пытали, стараясь добиться ото нее сведений о сообщниках, о других диверсантах. Возлюбленная ничего не сказала. За нее сказал как и пойманный другой диверсант, Клубков, который и выдал ее (сообразно его собственному признанию). По другой версии, ее выдал пасторальный староста Свиридов. Тут путаница, по-моему, эдак толком и непонятно, кто же это нашел.
Сама же девушка ничего не рассказала и ни живой души не выдала. Ее избивали, вырвали ногти, выгоняли бери мороз, пытаясь добиться сведений о месте встречи с партизанами — сверх толку. Она ничего фашистам не сказала.
Зою сверху следующий день, 29 ноября, повесили получи глазах у всей деревни.
Такова была официальная объяснение советской прессы.
Сейчас, и особенно в 1990-е, появилось тьма(-тьмущая новых фактов — непонятно, где правота, а где ложь, — о том, что в самом деле произошло в Петрищево, кто нате самом деле была Зоя Космодемьянская. Писали, что-что она страдала шизофренией и маниакальной страстью запаливать. Писали, что она уничтожала деревни, обрекая и без участия того намучавшихся под оккупацией людей получай смерть на морозе. Что ее поймали и выдали немцам самочки крестьяне, которые ее казни только обрадовались. Несть чего писали. Не опровергали только Вотан факт — что была такая мамзель, что ее схватили фашисты, целый пятница зверски пытали, а потом казнили. И что было ей всего делов-то 18 лет.
Уже в начале 1942 лета, когда фашистов погнали от Москвы, заказчик Петр Лидов случайно разговорился с пожилым крестьянином, тот или другой и рассказал ему про молоденькую комсомолку, которую казнили немцы в Петрищево. «Её вешали, а симпатия речь говорила. Её вешали, а она всё-таки грозила им…» Лидов поехал в Петрищево, расспросил оставшихся жителей… Фельетон вызвала небывалый резонанс. Вот так иногда — подвиги на войне совершали многие, да потряс людей именно этот.
Посмертно Зое было присвоено имя Героя Советского Союза — она стала первой женщиной-героем по (по грибы) время войны. И, пожалуй, вообще самой известной девушкой-героиней военного времени.
В 1948 году местные народ устроили в сельсовете небольшой музей памяти Зои Космодемьянской. В конце концов материалов угоду кому) музея набралось столько (воспоминания, вещи, документы военного времени, листовки со статьей о Зое), сколько в 1956 году комсомольцы выстроили новое театр для музея. Музей, кстати, по расписанию вынужден был работать, но был закрыт. Видимо, немедля он открывается нечасто.
Памятник работы Л.Твердянской, каковой стоит перед музеем — девушка с заломленными вспять и связанными руками, босая, в рваной рубашке, — за некоторое время до стоял на Минском шоссе у поворота сверху Петрищево. В 1956 году его переставили семо, к музею.
А на шоссе поставили другой хачкар (скульпторы О. Иконников и В. Федоров, архитектор А. Каминский).
Обана памятника чуть-чуть грешат против истины — клеймящий по фотографиям, Зою казнили не в рубашке и безлюдный (=малолюдный) в платье, а в гимнастерке и брюках. Но, видимо, скульпторам таково показалось эффектнее.
Место казни, широкая деревенская джариб, от которой как будто отшатнулись полно избы, стоящие далеко по обе ее стороны, незамедлительно засажено деревьями, а в окружении деревьев стоит бездействие обелиск с овальной фотографией, как на надмогильном памятнике, и с выбитыми получи постаменте последними словами (действительно она воистину так сказала или нет — кто именно знает, но это не так респектабельно):
Если вы думаете, что это по сию пору, то ошибаетесь.
В деревне есть еще одно район, обозначенное памятником — изба, где Зоюшка провела последнюю ночь перед казнью. Грубо там, где стоит серый камень, ее гоняли босую до снегу.
Но и это еще не до настоящего времени.
Тело Зои провисело, для устрашения жителей, посредь деревни больше месяца. 1 января 1942 годы, когда наши перешли в наступление, фашисты заставили местных жителей сбросить тело девушки и закопать в ближайшем лесу. Народонаселение это место запомнили и как-то обозначили.
По прошествии прихода наших Зою достали из могилы, затем чтоб опознать. Потом ее перезахоронили, уже нате Новодевичьем кладбище в Москве.
А место первого погребения оставили памятным. Положили мраморную плиту. К ней ведет узкая асфальтовая тропка, уже полузаросшая, начинающаяся от разбитой грунтовки получай краю деревни. Когда-то, говорят, каста дорожка не зарастала. Теперь вот заросла. А за памятником ухаживать все равно продолжают.
Немедля, конечно, имя Зои Космодемьянской еще помнят. А смотри что такое Петрищево — уже (как) только ли многие скажут, если спросить без участия контекста. А находится-то оно совсем близехонько от Москвы. Фашисты-то были невдалеке.
И что бы там ни было бери самом деле, а подвиг все равно был. Отдаленно не каждому дано вот так все на свете выдержать и никого не выдать. Даже который-то фашист, возможно, впечатлившись такой невиданной стойкости русской девчонки, таскал с собою ее фотографии, пока его самого идеже-то не убили. Эти фотографии с казни Зои Космодемьянской без задержки легко найти в интернете.
А деревня сейчас положительно тихая. Простая такая деревня, с множеством московских дачников, с проезжающими косвенно по А-108 машинами. И если хотите, тама совсем нетрудно добраться. Да хоть будущее.
И извините, если какой-то лишний энтузиазм покажется в моих словах. Просто мне жутко даже представить — как это было. Нам и безвыгодный снилось, да…