Вонлярово. Московский архитектор в глубинке

Просека из Смоленска на запад ведет мимо страшной Катыни, лесами тёмными (не так не скажешь!), через небольшие деревушки. Нате этой дороге не очень много указателей. На гумне — ни снопа указателя и на деревню Вонлярово, в которой сохранился один лишь храм, построенный знаменитым московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским вслед за пределами Москвы и Московской области. А ведь разве что, с трудом определив нужный поворот, свернуть сверху Вонлярово и проехать всю деревню насквозь, так можно увидеть подлинный шедевр уже зрелого и опытного архитектора.

Высокая, красивая костел, которую ни время, ни разруха никак не смогли окончательно уничтожить, стоит на небольшом пятачке в середке деревьев, чуть в стороне от деревни. Присутствие виде ее возникает недоуменный вопрос – не хуже кого такой огромный, величественный храм мог случиться Бог знает где, в глуши смоленских лесов?

Рукоделие в том, что село Вонлярово принадлежало в тетуся времена старинному дворянскому роду с примечательной фамилией Вонлярлярские. Качество Вонлярлярских происходит из Германии, и немецкий модифицирование фамилии звучал гораздо проще − фон Ляр, вдоль местечку Ляр под Баден-Баденом. Переселившись в Польшу, они добавили к своей прежней фамилии ляшский вариант «Лярские» и стали именоваться фон-Ляр-Лярскими. В 1654 году Яшоня фон-Ляр-Лярский перешел на службу к российскому царю Алексею Михайловичу и принял вера. Он и стал родоначальником русской ветви сего дворянского рода.

Усадьба в Вонлярове была построена полно(те) поздно; это село долгое время было «дополнением» к главной усадьбе Вонлярлярских, находившейся в шести верстах через Смоленска и носившей поэтическое название Рай. Здешние земли были получены Вонлярлярскими еще на службе у польского короля, когда-нибудь Смоленщина принадлежала Польше. Но обустроили домашние поместья уже обрусевшие потомки. В 1808-1818 годах Сашура Васильевич Вонлярлярский выстроил в селе Рай большую деревянную усадьбу и Казанскую лютеранская церковь.

Его сыновья, Александр и Василий, выстроили новую большую усадьбу в Вонлярове, с главным деревянным домом, флигелями, роскошным парком и прудами. Васята Александрович был незаурядной личностью, писателем, другом М.Ю.Лермонтова, и носил прозвище «смоленского Дюма». Васюша умер рано, в возрасте 38 лет, и усадьбой главным образом занимался его святой отец Александр. Он и заказал московскому архитектору М.Д.Быковскому редакция церкви Александра Невского в своем имении.

Храм Александра Невского была построена в 1853 году. В сие время Быковский был уже зрелым, известным архитектором, имевшим из-за плечами немало крупных работ. Но к проекту усадебной церкви, и еще в захолустье, он не отнесся с высоты своего положения. Наоборот, по храму видно, с какой тщательностью и вниманием составлялся чертеж. Как и во многих храмах Быковского (в книга числе и в Знаменской церкви в Ховрино), нижняя порцион здания лишена окон, что позволяет образовать освещение так, чтобы свет лился поверху и более выгодно освещал роскошные интерьеры храма.

А интерьеры и чего греха таить были роскошными. Главным украшением был гранитовый иконостас, высеченный известным скульптором М.О.Микешиным изо цельного камня. Своды храма украшала роскошная фигурная лепные украшения, ею же были отделаны капители колонн. Настил был сделан не из плит, а выложен разноцветной мозаикой.

Синкретический облик храма не уступал внутреннему убранству. Пилястры с красивой лепкой разделяют фасады бери части, между пилястрами поставлены большие полукруглые окна. Особенно хватит большой световой барабан с арочными окнами и широким куполом-полусферой. Гуртом храм являет собой классическое сочетание правильных прямых линий и полукружий, радующее хлопалки…

Правда, своих хозяев храм наверняка радовал стократ больше, нежели приезжающих сюда изредка туристов и местных немногочисленных прихожан. Ото долгих лет запустения он обветшал и стал гибнуть. На верху стен проросли деревья, в ежовых рукавицах прямой крест покосился и грозит в любой миг упасть, крыша протекает. Едва ли Шура Александрович Вонлярлярский, похороненный вместе с супругой у апсиды храма, был способным предвидеть, что его любимое детище придет в такое имущество…

Правда, храму повезло больше, чем усадебному комплексу, через которого не осталось ничего, кроме небольшого флигеля верно роскошного каскада прудов в заросшем парке…

Чудесно, что уцелели хотя бы какие-в таком случае интерьеры памятника; сохранились даже массивные двери с коваными узорами, ровесники храма. Уцелела и мозаика нате полу, и даже кое-какие росписи и лепнина.

А чисто уникального иконостаса в храме больше нет, дьявол безвозвратно утрачен, и на его месте силами прихода в ту же минуту поставлен самый простой и скромный иконостас с новыми иконами.

С настоятелем я познакомились неожиданно. Когда подошли к церкви, округ нее ходили рабочие, стоял подъемный катабалка, и распоряжался всем молодой человек в потертых джинсах и рубашке. Да мы с тобой спросили его — как бы найти настоятеля, затем) чтоб(ы) разрешил внутри поснимать. «Я настоятель» — ответил неопытный человек и попросил нас, если не нелегко, подняться на площадке наверх, снять телевиком свод храма снаружи — чтобы были видны масштабы бедствия — угоду кому) ремонта…

Молодой настоятель о.Алексий с горечью говорил нам о фолиант, что при отсутствии финансирования дело может наступил конец тем, что не удастся сохранить ни фрески, ни лепнину в недрах храма — все осыпается, придется просто штукатурить… Одно слово, то, что не сделали время и брань, может завершить простой ремонт, который придется изготовлять вместо необходимой профессиональной реставрации…

Мы уезжали изо Вонлярова со смешанным чувством. Тут было и завороженность творчеством прекрасного архитектора, сумевшего среди глухих смоленских лесов прислонить подлинный шедевр храмового зодчества, и горечь ото того, что этот шедевр сейчас оказался никому, минуя небольшой горстки людей, не нужным. К этому чувству примешивалась слабая Надежа на то, что, может быть, найдутся просвещенные штат(ы), которые смогут остановить разрушение архитектурного памятника и устранить его превращение в памятник человеческому равнодушию к своей собственной истории.

Проход: из Смоленска по дороге А-141 к выезду возьми Минское шоссе. Сразу после Катыни вольт налево на Вонлярово.

Обсуждение закрыто.