По водным системам. День четвертый: Вязьма – Юхнов – Малоярославец – Боровск – Москва

Выпуск 6.

Последний день увлекательного путешествия по водным системам и немного дальше.

День четвертый: Вязьма – Юхнов – Малоярославец – Боровск – Москва

Погода была прекрасная, дорога была… в общем, как это бывает в стороне от главных трасс.  Справедливости ради замечу, что с момента той поездки дорогу несколько привели в порядок.

Мы выехали из Вязьмы в сторону Юхнова, по трассе, ведущей на Калугу. По пути, еще в Вязьме, завернули к Нахимову – а то как же, в его усадьбе были, а у памятника в городе не были. Нормальный памятник, классический.

Дальше на дороге есть место последнего боя батареи капитана Флёрова. Кто такой Иван Андреевич Флёров, когда-то знали все. О нем в школе рассказывали. Правда, “Героя” дали отнюдь не сразу, но помнить — помнили, ведь подвиг нешуточный. В чем он состоял – надо рассказать отдельно. Это история первого боевого применения, боевого пути и, наконец, героической гибели первой установки “Катюша”. Тогда они еще назывались только сухой секретной аббревиатурой “БМ-13/16”.

Первая реактивная батарея капитана Флёрова получила колонну из семи машин с ракетными установками, грузовиками со снарядами, гаубицей и т.д. — всего 44 машины, и на это хозяйство — около 170 человек. И приказ — в случае угрозы захвата установок немцами — взорвать это всё. Можно вместе с собой… Конечно, надежда есть всегда, но едва ли капитан Флёров не понимал, что фактически идет на смерть вместе со всеми своими бойцами.

Боевой путь и подвиг батареи капитана Ивана Андреевича Флёрова самым подробным образом описаны во множестве исследований и популярных статей, и нет смысла пересказывать его здесь. Орша — Рудня — Ельня — Рославль — Вязьма… 7 октября 1941 года недалеко от Вязьмы, в Спас-Деменском котле, близ деревни с говорящим названием Богатырь батальон был окружен. Установки взорвали, и части людей удалось вырваться из окружения. Но только части — спаслось из окружения около 50 человек. Сам Флёров, раненый в горло, добрался до одной из машин и взорвал ее.

После боя погибших похоронили жители деревни Богатырь, поставили деревянную оградку. Отдельно положили командира, рядом в общей могиле — часть бойцов. До 1984 года сюда приезжал один из участников того боя. Потом его не стало. А вскоре не стало и забытой могилы. Как так получилось — непонятно, но ее просто запахали. Памятник — мемориальная плита в самой деревне Богатырь — остался, а могила исчезла.

О Флёрове и его подвиге вспомнили только в 1995 году, когда приняли решение дать ему звание Героя России. Нехорошо же — герой есть, а захоронения нет. Подняли документы, вызвали поисковиков… и нашли всех. С воинскими почестями капитана и его бойцов перезахоронили у деревни Богатырь, рядом с дорогой Вязьма-Юхнов. Найти памятник просто — он виден с дороги, и указатель есть. Будете там — не проезжайте мимо.

Остановились у Поля памяти – огромной братской могилы, где разложены пробитые солдатские каски. На одной каске лежал запечатанный вяземский пряник.

А над всем этим на высоком постаменте стоит грузовик с ракетной установкой (без ракет).

Дальше – еще одно место последнего боя. Только уже не капитана, а генерала. Ефремова, того самого, которому стоит памятник в центре Вязьмы. 2,8 км от трассы, по грунтовке, по совершенно пустому глухому лесу. Грунтовка привела нас к речке. Видимо, когда нет паводка, эту речушку курица перейдет. Но сейчас речушка стала бурной, глубокой, и лезть в нее мы не рискнули. Что поделать, посетим Ефремова в другой раз.

В Юхнове останавливаться было незачем. Мы попили кофе в соседнем селе, где всегда останавливаемся на кофе-брейк или обед (в зависимости от обстоятельств), и поехали дальше по старой Варшавке в сторону дома, предвкушая встречи со старыми знакомыми почтовыми станциями по пути… И в ближайшей же деревне Кононово просто остолбенели. На месте старинной почтовой станции, где останавливались путешественники 19-го века… – вот как она выглядела:

…лежала груда строительного мусора.

Об этом я отдельно писала. И не только в интернете, но и в Калужскую прокуратуру и надзорные органы, потому что это уже выше моего понимания – кто и зачем снес памятник архитектуры, к тому же в деревне, где полно брошенных разваленных изб, которые покупай и сноси в свое удовольствие. У меня сильное желание если не исправить эту ситуацию (потому что я не помню случая, чтобы разрушенный памятник восстановили), то хотя бы отравить этому мерзавцу жизнь проверками, чтобы другим мерзавцам неповадно было.
Настроение, конечно, было испорчено. Ильинское, где стоит следующая станция, мы проехали с содроганием. Но нет – там она стоит.

Немного успокоил нас Малоярославец – там мы погуляли по монастырю, где тихо, спокойно (тогда еще . Стоят ворота, испещренные французскими пулями 200 лет назад, – эти следы решили не закрашивать в память о сражении.

В Боровск мы уже просто заехали попить кофе с пирожками, которыми славится одна кафешка в центре. Но как-то обидно быть в Боровске и хоть чуть-чуть не погулять. В честь Дня космонавтики мы дошли до маленького памятника Гагарину у подножия старого крепостного холма. Там стояли дети в военной форме и с флагами, шло праздничное мероприятие.

На этой ноте и поехали мы домой. Путешествие вышло не самым длинным, но насыщенным!

Обсуждение закрыто.