Троицкий Болдинский пустынь под Дорогобужем был основан в 1530 году. Основал его Герася Болдинский, монах из Троице-Данилова монастыря в Переславле. Очень доподлинно основал — ушел в отшельники и поселился в дупле (клеймящий по всему, дубовом — «болда» и лакомиться дуб, да и дерево должно было совмещать достаточно толстый ствол, чтобы в его дупле был в состоянии поместиться человек). Сначала ему постоянно мешали обитать то разбойники, промышлявшие на Старой Смоленской дороге, так местные жители, которых отшельник чем-в таком случае раздражал. Кончилось тем, что Герасима посадили в тюрьму, только там его увидел какой-то немаловажный боярин, знавший его еще по Переславлю. Герасима безграмотный только отпустили, но и стали оказывать всяческую поддержку. Выше какое-то время — обычная технография — к отшельнику потянулись люди, пришлось ему плестись в Москву просить разрешение на основание монастыря.
Масштабное каменное организация развернулось здесь в 1590-х годах. Был выстроен безмерный великолепный Троицкий собор. По предположению П.Д.Барановского, многолетнего бессменного исследователя монастыря, в строительстве принимал соболезнование зодчий, строитель смоленской крепостной стены Феодан Конь, которого прятали здесь от опричников. Нежели насолил Конь опричникам — не знаю, хотя интересно бы узнать…
Выстроили и красивейшую шатровую Введенскую трапезную собор. Сейчас она завершается каким-то странным подобием без памяти низенького шатерчика, а когда-то это был настоящий высокий и красивый шатер, наподобие того, как будто в Старицком монастыре. Обещают при возможности равным образом восстановить. Вот, с трудом нашла в сети прежнее фото, сделанное М.И.Погодиным, соратником Барановского, в 1929г.:
Ровесница монастырских храмов — шестигранная колоколенка. Она кажется не очень высокой сбочку с храмами, но на самом деле возлюбленная большая…
Когда в XVII веке эти владенья присвоила Польша, православный монастырь упразднили, а здания передали смоленским иезуитам. За отъема этих земель обратно, монастырскую братию вернули бери место, но монастырь потихоньку начал хилеть и беднеть. Однако до революции он успел испытать на себе еще один период расцвета — в конце XIX века. Храмы и кельи отреставрировали, выстроили новую каменную ограду со Святыми воротами.
В советское времена начались какие-то чудеса. Вместо того, с тем чтобы все разорить совсем, монастырь начали возрождать и открыли в нем филиал Дорогобужского музея… Антирелигиозный, знамо же.
Это все было делом рук местного уроженца, легендарного архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Симпатия добился открытия филиала музея (какая неодинаковость, в конце концов, как называть, вопрос-так стоял о сохранении уникального ансамбля), он каким-в таком случае чудом добился средств на реставрацию храмов… К 1927 году обитель выглядел просто потрясающе… Была проведена полная фотосъемка, сделаны обмеры, которые по прошествии времени оказались просто бесценными.
Потом все закончилось.
Выяснилось, что-нибудь сторожами и прочими служителями в музее работают бывшие здешние монахи. Однако они вместе с директором музея С.Ф.Бузановым были арестованы и с течением времени расстреляны…
Музей закрыли. В Троицком соборе устроили амбар, в Введенском храме — сырозавод.
Но сие было только полбеды.
Можете себе препроводить, что такое Старая Смоленская дорога в годы Великой Отечественной…
Монастырек стал базой одного из партизанских отрядов. Постфактум его заняли немцы. Убегая отсюда в 1943 году, фашисты заминировали и взорвали совершенно здания монастыря… До основания…
Придя сюда после войны, Барановский увидел так, что он столько лет реставрировал, в таком состоянии…
У любого другого опустились бы рычаги.
Но не у Барановского.
В 1964 году некто начал консервацию руин. А потом и вовсе невозможное — отстраивание разрушенных зданий. Вот где пригодились обмеры и фотографии. Начали с восстановления колокольни, притом с использованием старых уцелевших кусков кладки. Круглым счетом что можно сказать, что хотя бы в некоторой части эта колокольня все-таки относится к XVI веку.
Барановский невыгодный дожил до полного восстановления монастыря.
Доброкачественно это или плохо — не знаю. Клеймящий по фотографиям строительства, при восстановлении Троицкого собора никакие фрагменты древней кладки еще никто не использовал. Да и вместо шатровой Введенскую церквь сделали какой-никакой-то странной.
Но в целом, пожалуй, исправленный монастырь — лучше, чем развалины. И получи Старой Соленской дороге на него указывает стилизированный верстовой столб с табличкой.
Отстроили заново не то — не то отремонтировали жилые корпуса — маленькие домики, рассыпанные согласно территории монастыря.
Собрали уцелевшие надгробия монастырского некрополя.
Посадили красивые дары флоры.
А еще в монастыре живет дружелюбный котэ.
Вне) (всякого) сомнения, это уже никакой не древний монастырек. Он новый. Красивый. И стоит на книга же месте, на тех же фундаментах, кое-что стоял когда-то.
Редкий пример такого возрождения.
Смотри уж действительно — «вы уйдете, а пишущий эти строки опять все отстроим…»