Продолжаем наш поход на Казань.
День 4. Из Свияжска в Казань.
Утром мы с сожалением покинули уютный Свияжск и поехали в Казань. Больших планов на столицу Республики Татарстан у нас не было — главное, добраться до гостиницы, занять парковку (мест мало при отеле) и пройтись по кремлю. Кстати, сразу могу предупредить: приличные гостиницы в нормальном месте в Казани весьма дороги, а ситуацию с парковками надо внимательно выяснять при бронировании, уточнять, есть ли места при отеле или надо ехать куда-то на отдельный паркинг.
Пока ехали, пока заселялись, пока пили кофе, было относительно светло. Пока шли к кремлю через парк «Черное озеро» — нагнало более густых тучек. К центральной Кремлевской улице нас привел ступенчатый сквер Зилант с красивыми клумбами и фигурой Зиланта Хранителя, оберегающего Казань.
Кремлевская улица логично привела нас к кремлю. Парадный вход – через Спасскую башню. Каменные укрепления возводили уже по велению Ивана Грозного, после взятия Казани, и неудивительно, что часть башен получила такие же имена, как в Москве.
На фоне туч грозно и сурово смотрелся силуэт поэта Мусы Джалиля, погибшего в немецком плену.
При входе в кремль нам встретилось множество гидов, предлагающих индивидуальную прогулку по всей территории, собственно, кремля. Но тут заморосил дождь, и мы спрятались в мечети Кул Шариф. Ее видно в Казани отовсюду.
Поднялись на специально выделенный балкон для туристов, с которого видны пышные интерьеры новой мечети.
Но нас больше интересовал другой храм — древний Благовещенский собор, который строили все те же Постник Яковлев с Иваном Ширяем – им Грозный примерно в то же время поручил и строительство в Свияжске, так что у мастеров, наверное, ни минуты свободной не было. Собор обстроен, как я понимаю, более поздними частями, но 16-й век выглядывает из-под них.
Внутри все грандиозно и в прекрасном состоянии. Свечи продаются очень красивые, витые. Народу не то чтобы много — толпы нет, ходят гиды с маленькими группками, тихо что-то рассказывают.
Около собора — памятник строителям кремля.
Как я понимаю, после взятия Казани Иван Грозный решил выстроить такую крепость, которую фиг возьмешь, и поручил это важное дело своим любимцам-псковичам – Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю, которые для него строили храм Василия Блаженного в Москве и еще много чего.
Виды от Благовещенского собора на город внизу — вполне красивые. Ребенку именно они больше всего понравились.
Виден как на ладони новый пышный Дворец земледельцев.
Виды, наверное, хороши и с башни Сююмбике – собственно, это была дозорная башня, но я бы сейчас туда не полезла. Это такая казанская “Пизанская башня” – у нее наклон в северо-восточную сторону на 1,98 метра. Я, конечно, понимаю, что реставраторы надежно ее укрепили, и с 1998 года она прекратила свое дальнейшее уклонение в сторону. Так что гулять под ее стенами, как утверждают в музее, безопасно. Но наклон весьма заметный.
Ну и, конечно, какой старинный кремль без монастыря? Неподалеку от Спасской башни был когда-то Спасо-Преображенский собор. Сейчас от него остались фундаменты, ограда да братский корпус.
А еще с удовольствием отмечу честную сотрудницу киоска с сувенирами при воротах кремля. Я выбрала там последний колокольчик в форме кота (казанского, да), девушка уже было начала его заворачивать, и тут говорит: “Ой, он, кажется, треснутый. Не берите”. Присмотрелась – и правда, треснутый. Хорошо, что заметили, а то был бы дома неприятный сюрприз.
На выходе из кремля окончательно полило с небес, и мы сочли за лучшее убраться в гостиницу. После передышки, когда начало темнеть, мы вышли еще пройтись — хотели посмотреть на подсветку и прокатиться на колесе обозрения, которое виднелось вдалеке.
Есть в Казани красивые здания, даже очень красивые. Купцы казанские не скупились – вовсю следовали за столичными модами.
Хотя центр в плане старинной застройки, как я заметила, очень сильно перемежается с совершеннейшим новоделом.
Сначала подошли к Казанскому монастырю — туда, где, по преданию, была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Он красиво подсвечен, но собор уже был закрыт.
От Казанского монастыря такси за сущие копейки домчало нас до колеса обозрения.
С колеса виден подсвеченный кремль и много строек и огней.
Дальше сыну очень интересно стало посмотреть на казанское метро. Никогда, говорит, не бывал в метро из одной линии. Метро, кстати, симпатичное, аккуратное, чистое. Станции симпатично украшены. Объявляют остановки на трех языках — русском, татарском и английском. Вкратце заботливо сообщают о том, куда со станции можно выйти. Поезда ходят не так часто, как в Москве и Питере, но вагоны не переполнены.
Вход по жетонам — прям как в Москве в 90-е и в Питере в нулевые. У станции метро «Кремлевская» пешеходная зона с сувенирными магазинами. Сувениры в основном — тюбетейки, куклы и сладости. Колокольчик с трудом нашла ) Посреди пешеходной зоны поют уличные музыканты, вокруг стоят слушатели. В ночное время видно плоховато, а днем эта площадь выглядит так:
Итак, что я могу сказать о Казани по первому впечатлению? Достаточно большой губернский город, много красивых особняков, зеленый. Многолюдный, для любителей гастротуризма – раздолье. Может, солнца не хватило? Словом, пока не могу сказать, что до конца его поняла. Думаю, надо побывать здесь летом, чтобы оценить его в полной мере.


















