Выпуск 14.
Волей судьбы меня занесло среди зимы в Крым, в город Керчь. Крым зимой – совсем не то, что Москва зимой, это настолько прописная истина, что не стоит ее даже обсуждать. Лучше поделюсь-ка я впечатлениями от края, куда большинство людей предпочитает ездить летом, и расскажу о том, каково здесь зимой. И надеюсь, что достаточно убедительно докажу, что и зимой в Крыму немало такого, что стоит увидеть!
С погодой очень повезло: после пасмурных дней вдруг выглянуло солнце, нагнало живописных облаков вместо хмурых туч, проглянуло голубое небо.
И я отправилась гулять по центру Керчи – туда, где когда-то шумел славный Пантикапей, греческий город.
Наслоение исторических эпох здесь видно даже невооруженным глазом. Конец VII века до н.э. – греки из города Милета основали здесь город Пантикапей. Есть здесь и скифские следы, и турецкие, и генуэзские… Обо всем этом можно услышать – и главное, увидеть много интересного – в Музее древностей.
Музей занимает небольшой симпатичный особнячок вблизи набережной, первый этаж посвящен античной истории, второй – средневековью и немного – временам покоренья Крыма при Екатерине II. Керамика, фигурки, монеты — все прекрасно. Везде подробные описания. А во дворике – крупные экспонаты, которые не помещаются в залах.
Улица, на которой стоит музей, огибает гору Митридат. У ее подножия стоит древний храм Иоанна Предтечи, выстроенный в XVIII веке н.э. Источенные временем каменные стены, кажется, впитали в себя всю многовековую историю здешнего христианства.
Он сохранился – представьте! – с времен Тмутараканского княжества. Внутри храма – соединение древности и новых икон в иконостасе.
В стенах храма реставраторы обнаружили амфоры, заложенные в кладку для лучшей акустики. Теперь их можно увидеть как раз в том самом Музее древностей, куда мы только что заглядывали.
От площади у подножия горы Митридат наверх ведет великолепная Митридатская лестница из трех сотен ступеней. Как мне поведала общительная девушка-таксистка, она в детстве наблюдала, как по этой лестнице каждое утро по несколько раз взбегала и спускалась какая-то молодая спортсменка. Жаль, она так и не узнала, как ее зовут.
Лестницу украшают грифоны – символы Керчи. Почему так считается — толком никто не объясняет, но вроде бы потому, что грифон — страж сокровищ, а в этих краях было упрятано немало скифского золота… А может, грифоны сторожат Керченский пролив.
Открою вам секрет: я, в отличие от девушки-спортсменки, не чувствовала в себе достаточно сил, чтобы подняться пешком по лестнице в три сотни ступеней. Поэтому сначала от храма Иоанна Предтечи я прошла на набережную – полюбоваться морем и Крымским мостом.
Широкая ухоженная набережная украшена памятником «Пушкину от керчан». Да-да, жители города называются правильно именно так.
За Пушкиным скромно спрятан в маленьком скверике памятник морскому узлу. Еще бы – город насквозь морской, знаменитый порт, и морские училища тут, и вообще вся жизнь связана именно с морем.
Чуть в стороне от набережной я обнаружила на карте еще одну историческую лестницу. Она обозначена как “Босфорская Митридатская лестница”, но при ближайшем рассмотрении оказалась недействующей.
Пообщавшись с местным пышным котищем, я вызвала такси и поехала наверх на гору Митридат, так как ползти вверх по раскисшим от дождя тропинкам мне не хотелось. Кстати, такси здесь приезжает очень быстро.
Наверху гулял ветер, самые стойкие торговцы сувенирами поджидали отдельных туристов… Вид с горы от военного обелиска — фантастический. Море, с детства мое любимое Черное море.
Я вскарабкалась на самый верх горы Митридат, туда, где стоит зеленая маленькая ротонда.
От нее виден весь древний Пантикапей — где две тысячи лет назад шумела жизнь греческого портового города, катились повозки, цокали лошади, бегали и играли мелкие ребятишки, шли по своим делам жители, болтали у ворот женщины в кокетливых расшитых хитонах… Не знаю, кому как, а у меня горло перехватывает, когда я понимаю, что стою на улице, которой несколько тысяч лет.
Решив не возвращаться на самый верх горы, я спустилась к остаткам колоннады. В городе не было ни души. Только немолодая парочка прошла куда-то за ротонду и исчезла. В городе я гуляла совершенно одна. Солнце над морем словно поддразнивало — остановлюсь сфотографировать, оно прячется, пойду дальше — выходит.
Наконец я вышла из ворот с территории собственно археологического памятника и пошла по улочке, шириной в точности с пантикапейские, где вдоль дорожки шли такие же каменные стены, а по дороге лениво трусила небольшая рыжая собака. Дерево на этой улочке обвивал замшелый канат…
Мне навстречу прошла старушка. Не в хитоне, а в обычном теплом пальто.
Улочка вывела меня прямо к Большой Митридатской лестнице. Все углы ее украшают вазоны. Из одного росло облако )
Не удалось подняться – так хоть спущусь, решила я. Большая Митридатская лестница приводит прямиком через Вечный огонь (памятник Керченско-Феодосийскому десанту) к самому берегу моря.
Я и отправилась по этому бульвару — так сказать, попрощаться с морем…
Приглядела от балюстрады пологий спуск, бодро подошла, и только собралась продекламировать про себя приличествующее моменту «Прощай, свободная стихия…» — как под моими ногами оказалось нечто скользкое, словно лед…
Спуск к воде оказался покрыт тонким, но невыносимо скользким слоем ила, незаметного под водорослями. И я, ступив на ил, неудержимо поехала вниз и с размаху грохнулась на этот бетонный спуск. Словно в замедленной съемке, лечу и думаю: «Господи, только не в больницу!». Тупо смотрю на свою руку, с которой сыплются янтарные бусины порвавшегося браслета…
Словом, считаю своим долгом вас предупредить – никогда, никогда не лезьте к воде, не посмотрев очень внимательно под ноги! Мне повезло отделаться несколькими синяками.
Поднимаю голову и вижу — ко мне от стоящей неподалеку машины бежит мужчина, кричит: «Вы как, целы?!» Я так поняла, он наблюдал мой полет и поспешил на выручку. Помог мне подняться, сам чуть не уехал на том же иле в воду. Принес пачку салфеток, проверил, что рука у меня не сломана, говорит: «А я гляжу — вы идете, думаю — вот у человека настроение хорошее… И тут вы как полетите!» Да, полет, видимо, выглядел впечатляюще.
Еще более впечатляющей была штанина джинсов — вся зеленая, в иле и водорослях… А уж какой йодисто-рыбный запах она источала, это что-то )) Мой помощник извинился, что не может меня отвезти, так как на работе и не может отлучиться. Я сказала, что это совершенно лишнее, вызвала такси и поехала домой (вернее, в временное пристанище, где мы ночевали). Таксист, услышав мою историю с полетом, пытался взять меньше положенного денег. Добрые люди в Керчи, всегда придут на помощь.
И сам город – симпатичный, уютный и красивый, с невероятно древней историей и чудесными видами. Хорош и зимой, и летом.

























